Как создать эффективную стратегию маркетинговой автоматизации + 7 тактик

/ Growth

Сегодня у маркетологов весь мир у их ног, когда речь идет об автоматизации.

Мы можем создавать сложные цепочки писем, которые отправляются циклично, автоматизировать публикации в соцсетях и таргетированную рекламу на основе предпочтений клиентов, а также рассылать письма для возврата брошенных корзин без малейших усилий.

Однако такая простота таит в себе проблему:

Многие маркетологи не уделяют должного внимания стратегии, лежащей в основе их действий. Они сразу погружаются в тактические задачи, не продумав стратегические аспекты.

В этой статье мы сосредоточимся именно на стратегии.

Вы узнаете о 6 ключевых шагах по разработке стратегии маркетинговой автоматизации и поймете, как эта стратегия должна определять тактические подходы и действия.

Содержание

  • Что такое стратегия маркетинговой автоматизации?
  • Как разработать мощную стратегию маркетинговой автоматизации за 6 шагов 
  • Используйте стратегию маркетинговой автоматизации для реализации этих 7 тактик
  • Часто задаваемые вопросы

Что такое стратегия автоматизации маркетинга?

Стратегия автоматизации маркетинга — это комплексный план, определяющий, какие маркетинговые задачи вы решаете автоматизировать, а какие — не стоит.

Давайте проясним один важный момент.

Стратегии автоматизации маркетинга и тактики автоматизации маркетинга — это не одно и то же.

Marketing strategy vs tactics

Маркетинговая стратегия vs тактика

Скорее, ваша стратегия маркетинговой автоматизации определяет тактические инструменты, которые вы выбираете.

Стратегия — это концептуальный подход, включающий исследование целевой аудитории, анализ рынка, сравнение с конкурентами и постановку целей.

На её основе вы можете выбрать подходящие маркетинговые инструменты.

Примерами тактик автоматизации могут служить цепочки email-воспитания клиентов и ретаргетинговые рекламные кампании в социальных сетях.

Начинать со стратегии критически важно, чтобы определить, какие тактики принесут конверсии. Например, если в ходе исследований выяснится, что клиенты в вашей отрасли редко совершают покупки по таргетированной рекламе в соцсетях, автоматизация этого процесса может оказаться неэффективной.

Учитывая это, мы сначала разберём, как построить стратегию маркетинговой автоматизации, а затем перейдём к конкретным тактикам, которые помогут вам выйти на аудиторию и увеличить продажи.

Как создать мощную стратегию маркетинговой автоматизации за 6 шагов

Готовы разработать стратегию автоматизации маркетинга, чтобы сэкономить время и ускорить бизнес-процессы? Просто следуйте этим 6 шагам.

marketing automation strategy in 6 steps

стратегия автоматизации маркетинга за 6 шагов

1. Соберите ключевые данные

Первый шаг — собрать всю имеющуюся информацию о вашей аудитории, конкурентах и рынке.

Сюда входят такие документы, как:

  • Анализ общего адресуемого рынка (TAM)
  • Анализ конкурентов
  • SWOT-анализ
  • Профиль идеального клиента (ICP)
  • Портреты покупателей

Важно уточнить: создание этих документов не входит в процесс разработки стратегии маркетинговой автоматизации.

Автоматизация — лишь часть общей маркетинговой стратегии. Поэтому эти задачи должны быть уже выполнены; здесь речь идёт только о сборе необходимой информации для принятия решений по автоматизации.

2. Проведите аудит текущих маркетинговых активностей

Оцените текущие маркетинговые активности и задайте себе два вопроса:

  • Какие из них можно автоматизировать?
  • Какие лучше не автоматизировать?

Допустим, вы проводите серию кампаний по воспитанию лидов для потенциальных клиентов, которые ещё не готовы к покупке. Сейчас вы вручную перенаправляете их в разные последовательности на основе взаимодействия с определёнными письмами.

Этот процесс можно автоматизировать с помощью подходящего инструмента email-маркетинга.

Однако вы можете решить, что первое письмо должно писаться специалистом по таргетированному маркетингу (ABM), так как оно требует высокой персонализации под интересы конкретного клиента. В этом случае автоматизацию применять не стоит.

3. Поймите, как автоматизация влияет на путь клиента

Путь клиента — это модель, которую маркетологи используют для описания этапов, через которые проходит типичный покупатель перед покупкой.

Он начинается со стадий охвата и вовлечения (когда вы нацеливаете сообщения на поиск потенциальных клиентов) и проходит через этапы конверсии и закрытия сделки.

activecampaign customer journey map

Карта клиентского пути в MautiBox

К этому моменту у вас уже должна быть проработана карта клиентского пути; ваша задача — понять, как автоматизация может повлиять на этот путь.

Возьмем, к примеру, этап вовлечения и обучения.

Вы можете заметить, что потенциальные покупатели тратят много времени на изучение сравнительных публикаций между вами и конкурентами.

В этом случае можно настроить последовательность email-автоматизации, которая будет доставлять им подробные сравнительные материалы прямо в почтовый ящик. Это сэкономит их время и позволит вам позиционировать себя как лучшее решение для конкретной потребности (то есть еще раз подчеркнуть ваши уникальные торговые предложения).

4. Определите триггеры для автоматизации

Когда у вас сложится четкое представление о сценариях автоматизации, которые вы хотите реализовать, необходимо определить, что именно их запускает.

В некоторых случаях это может быть ручной процесс — например, когда менеджер по SMM запускает новую автоматизированную рекламную кампанию.

В других случаях автоматизация может запускаться самостоятельно — например, если клиент скачивает ваш электронный гайд и автоматически попадает в цепочку email-вовлечения.

5. Изучите ограничения вашей платформы маркетинговой автоматизации

Программное обеспечение для маркетинговой автоматизации — ваш главный помощник в реализации всех сложных сценариев, которые вы запланировали.

Однако не все платформы предлагают одинаковый функционал (хотя многие возможности пересекаются).

Возьмем пример из шага 2, где вы хотите автоматизировать динамические email-рассылки на основе взаимодействия пользователей.

Многие платформы не поддерживают такую функцию. (Кстати, в MautiBox она есть).

Вам нужно убедиться, что ваши сценарии автоматизации соответствуют возможностям выбранного инструмента, либо рассмотреть вариант смены платформы.

6. Разработайте план отчетности и анализа

Последний этап разработки стратегии маркетинговой автоматизации — определение способов оценки эффективности вашей стратегии и тактик.

Речь идет о выборе конкретных метрик для измерения эффективности и ROI, а также о планировании регулярных проверок стратегии с последующей корректировкой при необходимости.

Для большинства бизнесов оптимальным будет анализ каждые 6–12 месяцев, хотя стартапам и быстрорастущим компаниям с динамичными изменениями может потребоваться более частый разбор — например, раз в квартал.

Используйте стратегию маркетинговой автоматизации для реализации этих 7 тактик

Теперь, когда стратегия определена, пора выбрать маркетинговые инструменты, которые лучше всего подойдут для привлечения вашей аудитории.

7 marketing automation tactics

7 тактик автоматизации маркетинга

Рассмотрим 7 примеров, чтобы показать, как работает вся эта система.

1. Последовательность писем для вовлечения лидов

Последовательность писем для вовлечения лидов — это классический пример маркетинговой автоматизации в действии.

Эта автоматизированная последовательность запускается, когда ваш клиент совершает определённое действие. Это может быть скачивание вашего электронного руководства, регистрация на email-курс или первая покупка.

Допустим, речь идёт о последнем варианте.

Тогда клиент попадает в последовательность вовлечения и получает серию писем в заданном порядке. Например, по одному письму в неделю в течение 7 недель.

У каждой такой последовательности есть конкретная цель конверсии. В данном случае это может быть превращение клиента в постоянного покупателя, стимулируя его на вторую покупку. Последнее письмо в цепочке может содержать промокод как дополнительный мотиватор.

automated email example

Пример автоматического письма (Источник изображения)

Эффективная цепочка писем помогает превращать больше подписчиков в клиентов.

2. Рекламные объявления с ремаркетингом

Ремаркетинг (также известный как ретаргетинг) — это тактика маркетинговой автоматизации, которая срабатывает, когда потенциальный клиент просматривает товар на вашем сайте, но не завершает покупку.

Ваш пиксель на сайте фиксирует данные пользователя и связывается с платформой маркетинговой автоматизации, чтобы запустить автоматические объявления именно для этого товара.

automated remarketing ad example

Пример автоматизированного ремаркетингового объявления (Источник изображения)

Эти объявления чаще всего показываются на платформах социальных сетей, таких как VK.com и Instagram, но также могут быть эффективны в виде цифровых баннеров.

3. Реклама в социальных сетях

Реклама в социальных сетях — популярная маркетинговая стратегия в целом, но она становится ещё эффективнее при автоматизации.

Допустим, у вас есть последовательность контента, которую вы хотите показать потенциальным клиентам. Одного объявления недостаточно.

В платформе маркетинговой автоматизации вы можете настроить серию из 3 динамических объявлений с разным креативом и текстом, а затем автоматизировать их показ на платформах, таких как VK.com и LinkedIn, в заданной последовательности.

4. Сегментированный email-маркетинг

Самые эффективные автоматизированные email-рассылки сегментируются по ключевым атрибутам аудитории. Это гарантирует, что каждый сегмент получает только максимально релевантный контент, что повышает вовлечённость и конверсию.

Допустим, вы — CRM-система для продаж с разными типами пользователей. Среди ваших клиентов много риэлторов и страховых компаний.

Хотя часть email-контента может быть актуальна для обеих групп, не весь материал, подготовленный для риэлторов, будет одинаково полезен страховым агентам — и наоборот. Сегментированный email-маркетинг позволяет отправлять нужный контент нужным людям.

Динамический контент в письмах поможет вывести это на новый уровень.

Взгляните, например, на это письмо от Northern Trail, где используется динамический контент для адаптации материала в зависимости от пола получателя.

dynamic email content example

Пример динамического контента для email (Источник изображения)

С помощью динамического контента вы можете отправить одно письмо всей аудитории, но автоматизировать изменение определённых элементов на основе данных пользователей.

5. Письма о брошенных корзинах

Брошенные корзины — настоящая головная боль для электронной коммерции. Покупатели добавляют ваши товары в корзину (или сумку, или коробку — как там она у вас называется), но не завершают покупку.

Автоматические письма о брошенных корзинах — эффективный способ вернуть часть утраченного дохода без необходимости привлекать маркетолога каждый раз.

abandoned cart email example

Пример письма о брошенной корзине (Источник изображения)

Совмещайте письма о брошенных корзинах с ретаргетинговыми объявлениями для комплексного подхода к возврату клиентов.

Бесшовная стратегия маркетинговой автоматизации

Начните разработку стратегии маркетинговой автоматизации с 14-дневным бесплатным пробным периодом MautiBox.

6. Транзакционные SMS-сообщения

Транзакционные письма (например, уведомления о доставке и продажах) — отличный способ держать клиентов в курсе, но они часто теряются среди сотен других уведомлений, которые подписчики получают каждый месяц.

SMS-маркетинг может стать мощным инструментом, чтобы выделиться. Вы отправляете сообщения напрямую на мобильный телефон клиента, избегая риска потеряться в его почтовом ящике.

Homesick SMS marketing message

Ностальгическое SMS-сообщение для маркетинга (Источник изображения)

Homesick использует транзакционные SMS, чтобы информировать клиентов о текущих распродажах.

7. Серия приветственных писем

Серия приветственных писем — идеальный кандидат для автоматизации.

Это может срабатывать, когда кто-то подписывается на вашу email-рассылку или программу лояльности после прочтения одной из ваших статей, затрагивающих актуальные отраслевые проблемы.

Для SaaS-компаний кампании приветственных писем часто запускаются, когда новый клиент регистрируется в вашем продукте.

Это письмо от Spotify — отличный пример первоначального автоматизированного приветственного письма.

automated welcome email

Автоматическое приветственное письмо (Источник изображения)

В любом случае цель серии приветственных писем — познакомить клиента с продуктом и стимулировать его взаимодействие с ним.

Например, можно запланировать серию писем, в которых пользователи получают пошаговые инструкции по ключевым функциям продукта, чтобы повысить вовлечённость и освоение возможностей.

Часто задаваемые вопросы

Что такое пример маркетинговой автоматизации?

Один из самых распространённых примеров маркетинговой автоматизации — последовательность email-воспитания лидов.

Здесь вы заранее пишете серию писем. Когда кто-то скачивает ваш электронный гайд, автоматизация запускается, и потенциальный клиент автоматически получает эту серию писем (чаще всего по одному в неделю).

Насколько эффективна маркетинговая автоматизация?

Маркетинговая автоматизация может быть крайне эффективной, но всё зависит от того, как вы её используете!

Например, компания Swim University увеличила свой доход на 66% благодаря маркетинговой автоматизации, такой как запланированные email-кампании.

Зачем вам нужна маркетинговая автоматизация?

Вам нужна маркетинговая автоматизация, потому что это единственный способ масштабировать маркетинговые кампании, не тратя (читай: не растрачивая) сотни часов на задачи, которые могут выполняться инструментами автоматизации.

Заключение

Автоматизируя рутинные задачи, ваша маркетинговая команда сможет предоставлять персонализированный контент текущим клиентам, привлекать потенциальных B2B-покупателей и обеспечивать более качественный клиентский опыт, что повысит удержание и удовлетворённость клиентов.

И всё это — без лишних усилий (кроме настройки автоматических маркетинговых процессов).

Однако без надёжного решения для маркетинговой автоматизации этого не добиться. Ознакомьтесь с широким набором функций автоматизации маркетинга в MautiBox или сразу погрузитесь в процесс и испытайте возможности на практике с 14-дневным бесплатным пробным периодом.

Previous Post