Методы сравнительного шкалирования для опросных исследований
Шкалирование возникло в социальных науках как попытка измерить или упорядочить атрибуты относительно количественных характеристик или черт. Шкалирование предоставляет механизм для измерения абстрактных понятий.
Сравнительная шкала — это порядковая или ранговая шкала, которую также называют неметрической. Респонденты оценивают два или более объекта одновременно, и в процессе измерения объекты непосредственно сравниваются друг с другом.
Например, можно спросить человека, предпочитает ли он слушать MP3 через Zune или iPod. Можно пойти дальше и добавить в сравнение другие бренды MP3-плееров. В этом случае плееры будут ранжированы относительно друг друга, а позиция любого из них на шкале будет зависеть от позиций остальных. Поскольку сравнение forced, различия (например, наличие колесика управления) становятся ключевыми. Ограничение такого подхода проявляется, когда за пределами сравниваемых объектов нет эталона. Обобщения за их рамками не делаются. Часто используется, когда сравниваются физические характеристики объектов.
Попробуйте прямо сейчас — бесплатно
Без привязки банковской карты. Быстрая настройка.
Попробуйте прямо сейчас — бесплатно
Без привязки банковской карты. Быстрая настройка.
Шкала Гуттмана
Этот метод также называют кумулятивным оцениванием или скалограммным анализом. Цель такого опроса — определить, до какого момента респондент соглашается с утверждениями, а его баллы фиксируются в тот момент, когда согласие прекращается. По этой причине вопросы часто формулируются в виде дихотомичных ответов «да» или «нет».
Опрос может начинаться с нейтрального утверждения, с которым легко согласиться, а затем постепенно переходить к более деликатным или спорным темам, пока респондент не начнёт возражать. Например, первый вопрос может звучать так: «Вам нравится музыка?», на что вы отвечаете «да». А через четыре вопроса вас спрашивают: «Вам нравится музыка без души, выпущенная сомнительными лейблами, которые стремятся только заработать?» — и здесь вы, возможно, ответите «нет». Если вы согласились с первыми пятью утверждениями, а затем начали возражать, ваш рейтинг составит 5. Сумма всех утверждений, с которыми вы согласились, формирует итоговый балл, который отражает ваше отношение к музыке.
Шкалирование Раша
Эта вероятностная модель обеспечивает теоретическую основу для получения измерений интервального уровня на основе подсчётов наблюдений, таких как общие баллы по оценкам. Она анализирует индивидуальные различия в склонностях ответов, а также дискриминативность и сложность отдельных заданий. Модель оценивает, как респонденты взаимодействуют с вопросами, а затем выводит различия между заданиями на основе ответов, чтобы получить шкальные значения. Обычно эта модель используется для анализа данных оценок, а также измерения способностей, установок и личностных черт.
Метод ранжирования по порядку
Этот метод предоставляет респонденту набор элементов и просит расположить их в определённом порядке. «Порядок» может основываться на предпочтениях, симпатиях, важности, эффективности и т. д. Это может быть простая ординальная структура (например, «А важнее, чем B») или относительное позиционирование (когда каждому элементу присваивается числовое значение, например, «А = 10, B = 7»).
Можно предложить пять элементов и попросить респондента расставить их по порядку предпочтения (от А до Е). В методе ранжирования требуется сделать только (n-1) решений.
Метод постоянной суммы (Constant Sum Scaling)
С помощью этой методики порядкового ранжирования респондентам выдаётся фиксированная сумма единиц — например, баллов, денег или кредитов, — которую затем предлагается распределить между различными элементами. Например, можно попросить респондента оценить важность функций продукта и выделить 100 баллов для распределения между ними. Если какая-то функция неважна, респондент может присвоить ей ноль баллов. Если одна функция в два раза важнее другой, то ей можно выделить вдвое больше баллов. По завершении сумма всех распределённых баллов должна составить ровно 100.
Метод парных сравнений
Это метод парных сравнений, при котором респонденту последовательно предъявляют два варианта и просят выбрать один из них. Это наиболее распространённая техника сравнительных шкал. Если у вас есть n брендов, то потребуется [n (n–1)/2] парных сравнений. Классический пример применения парных сравнений — дегустационные тесты. Например, можно провести тест, в котором участник попробует и Coca-Cola, и Pepsi, а затем выберет предпочтительный вариант.
Шкала социальной дистанции Богардуса
Это кумулятивный балл, представляющий собой вариант шкалы Гуттмана, где согласие с любым утверждением подразумевает согласие с предыдущими. Данная шкала используется для измерения того, насколько близко или дистанцированно люди относятся к другим.
Социальная дистанция становится актуальной проблемой в контексте расовой интеграции или других форм равенства. Например, это применимо к формированию команд на рабочем месте. Некоторые люди легко принимают других и строят отношения на основе доверия. Другие же не принимают тех, кто не похож на них, и предпочитают держать таких людей на расстоянии.
Q-сортировка (Q-Sort)
Это процедура ранжирования, в рамках которой респондентов просят отсортировать заданное количество элементов или утверждений и распределить их по заранее определённому числу категорий (обычно 11) в соответствии с критерием, например предпочтением, отношением или поведенческим намерением. Наиболее популярным и простым методом сортировки является использование карточек, на которых указан элемент для ранжирования. Для повышения статистической надёжности рекомендуется использовать не менее 60 карточек и не более 140. Этот метод хорошо подходит для дифференциации большого количества элементов за относительно короткое время.